Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года"

Проект

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
  3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
  4. Программа как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу
  5. Основные принципы и базовые положения Программы
  6. Содержание Программы (перечень базовых проектов Программы)
  7. Ресурсное обеспечение Программы
  8. Условия формирования, организация управления и контроля за реализацией Программы
  9. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
  10. Выводы
  11. Приложение. Термины, используемые в Концепции, и их определения

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие 20-го века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями 7 ведущих стран и Президентом России В.В.Путиным в августе 2000 г.

Политической значение Окинавской хартии для России исключительно велико. Для реализации ее идей необходимо серьезное внимание органов государственной власти к проблемам информатизации как основы перехода страны к информационному обществу и условия ее равноправного участия в формировании глобального информационного общества. В большинстве стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и в других) разработаны и реализуются государственные программы формирования информационного общества. Такая программа нужна и России. Она полностью соответствовала бы провозглашенному сегодня курсу модернизации системы государственного управления, экономики, социальных институтов. Более того, использование современных информационно-коммуникационных технологий привело бы к существенному повышению эффективности проводимой модернизации, значительно бы ускорило ее.

Десятилетняя истории информатизации в России свидетельствует о ее межотраслевом характере. Вполне оправдано, что ею занимаются многие ведомства. Однако координация их усилий в настоящее время совершенно недостаточна. Достижения информатизации были бы намного весомее, если бы существовала интегральная целевая программа развития информатизации в России как программа движения к информационному обществу, объединяющая усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, различных министерств и ведомств, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В сегодняшних условиях начала экономического роста и развития социальной рыночной экономики государственное воздействие на процессы информатизации должно быть усилено, направлено на широкое привлечение в движение к информационному обществу коммерческих структур, различных слоев населения, подрастающего поколения. Только в этом случае она будет иметь ясно выраженное политическое и социальное значение.

Выполнение программы будет содействовать развитию международного сотрудничества России с европейскими странами в области использования информационно-коммуникационных технологий на региональном, государственном и межрегиональном уровнях, адаптации зарубежного опыта использования этих технологий в государственном управлении, экономике, социальной сфере.

Ниже излагается концепция такой программы - Федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".

При разработке данной концепции учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались: отчет М.Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС "Технологии информационного общества" (IST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу. Глобальный характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

Движение к информационному обществу в мире - объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов. Именно поэтому Россия разделяет концептуальные положения и принципы Окинавской хартии и намерена принимать активное участие в международных усилиях по формированию глобального информационного общества. Это означает, что долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны должна включать в себя создание и реализацию предпосылок и условий формирования информационного общества. Только реализация такой стратегии позволит России интегрироваться в мировое экономическое пространство как сильному и равноправному партнеру, не потерять окончательно своей геополитической роли и, возможно, послужить евразийским эталоном цивилизационного развития.

К характерным чертам и признакам информационного общества как новой ступени в развитии современной цивилизации следует отнести:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • становлением и в последующем доминированием в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
  • повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.

Как показывает мировой опыт, успешное продвижение к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами различных стран (США, страны ЕС, АТР и др.). В современных условиях это продвижение становится важным политическим фактором и для ведущих стран является основой национальной политики. Перед российским государством стоит политическая задача: мы должны создать необходимые предпосылки и условия перехода к информационному обществу.

Есть три главные составляющие движения к информационному обществу в России, три его базовые предпосылки:
1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем;
2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий;
3) развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации, информационных, компьютерных и коммуникационных технологий и информационно-коммуникационной инфраструктуры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.

Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации.

Формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры - задача, преимущественно, технологическая, имеющая отраслевой характер, ее решение осуществляется программными мероприятиями и методами управления, традиционными для отрасли, занимающейся развитием телекоммуникаций.

Развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий также имеет отраслевой характер, хотя в нашей стране управление этой отрасли распределено между несколькими ведомствами.

Развитие информатизации - задача не технологического плана, решаемая какой-либо отраслью промышленности, поскольку предоставление широкого комплекса социально значимых и общественно необходимых услуг в информационной сфере требует прямого обращения к политическим, социально-экономическим и культурным факторам, к специальным отраслям права и сферы обеспечения безопасности.

Указанные составляющие тесно взаимосвязаны и должны развиваться согласовано. Сегодня "телекоммуникационная (связная)" и "компьютерная" составляющие движения к информационному обществу развиваются достаточно интенсивно, особенно в части компьютерных технологий, телефонизации страны и магистральных телекоммуникационных сетей. Хотя информатизация как самостоятельное направление сформировалось в течение последних 10-15 лет, в настоящее время уровень совместного и взаимосвязанного развития всех составляющих движения к информационному обществу недостаточен. Как показывает мировой опыт успешной информатизации, развитие мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, уровень конвергенции информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, процессов согласованного развития связи и информатизации являются базовыми факторами движения страны к информационному обществу.

В настоящей концепции рассматривается преимущественно третья составляющая движения России к информационному обществу. Первые две составляющие, по которым формируются или реализуются другие программы, рассматриваются только как главные компоненты, обеспечивающие развитие технико-технологической базы информатизации. Вопрос об интеграции всех составляющих в единую комплексную Программу должен решаться в последующем российским Правительством в соответствии с решением межведомственной Государственной комиссией по информатизации.

За последние годы в России сделано немало для развития информатизации. Существенно укрепилась технико-технологическая база информатизации, постоянно растет объем продаж средств информатизации, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, в том числе отечественного производства. Вклад отраслей производства информационно-коммуникационных технологий и объема информационно-коммуникационных услуг в российский ВВП сегодня составляет уже примерно 3%. Рынок информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в целом сохранил высокие темпы роста, несмотря на тяжелые последствия кризиса августа 1998 г., его объем на конец 1999 г. достиг 7,5 - 8,0 млрд. долл. При этом продукция российского производства составляет немного менее одной трети. Быстро растет число пользователей Интернета и количество российских сайтов в нем. Общее число серверов в российском сегменте Интернета превышает 10000, а число зарегистрированных пользователей по данным на середину 2000 г. превысило 2 млн. Домашние компьютеры имеют 3-4 % семей. Расширяется сфера международного информационного обмена. Отставание России от развитых стран уже не столь драматично, как это было в начале 90-х годов - в области инфокоммуникаций мы движемся в тех же направлениях, что и многие страны ЕС.

В настоящее время компьютеризированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. В органах государственной власти на федеральном уровне, а также в некоторых регионах в результате мероприятий по решению "Проблемы 2000 года" проведена модернизация парка ЭВМ, развивается система государственных информационных ресурсов, в системе государственного управления в целом достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями. Имеются некоторые успехи в правовом регулировании информационных отношений в обществе, начата реализация Концепции правовой информатизации.

Необходимость решения проблемы перехода к информационному обществу в России настоятельно требует существенного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Для российских условий переходной экономики усиление регулирующего воздействия государства является, по нашему мнению, необходимым позитивным условием реализации крупномасштабных программ, таких как информатизация. Разумеется, это воздействие сегодня должно учитывать принципиальные особенности функционирования органов государственного управления в условиях рыночной экономики и не должно опираться на методы прямого директивного управления.

На Министерство Российской Федерации по связи и информатизации возложены функции проведения научно-технической политики в сфере информатизации, межотраслевой координации, формирования программ развития информатизации в Российской Федерации, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления в средствах информатизации, информационных продуктах и услугах. В условиях рыночной экономики политика Минсвязи России сегодня должна состоять в обеспечении общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания реальных предпосылок и условий перехода России к информационному обществу. Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации требует разработки и реализации новых механизмов участия государства в рыночной экономике, комплексной поддержки отечественных производителей и выхода государственных организаций и предприятий на рынок в качестве основного производителя (а не только потребителя) с конкурентоспособным товаром - информационными продуктами и услугами информатизации. Такая позиция государства позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг. Одновременно это создаст необходимые условия для массового производства наукоемкой высокотехнологичной и экологическо-чистой продукции.

Экономическая политика, наряду с развитием правовых методов, является одной из главных составляющей регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Это обусловлено необходимостью перевода продукции и услуг информатизации в товарную форму и вовлечения их в хозяйственный оборот. Поэтому основными задачами экономической политики в сфере информатизации являются:

  • оформление продукции информатизации как товарного продукта с учетом требований мирового рынка;
  • инвентаризация продукции информатизации, оценка ее стоимости;
  • государственный протекционизм и поддержка отечественных предприятий, производящих средства информатизации, информационные продукты и услуги через механизмы кредитно-финансовой, налоговой, тарифной и таможенной политик;
  • усиление регулирующего воздействия государства в области лицензирования и сертификации продуктов и услуг;
  • создание условий для привлечения стратегических инвесторов в развитие сферы информатизации.

Необходимо также отметить следующие обстоятельства:

  • в связи с распадом СССР в большой степени потерян научно-технический и производственный потенциал информатизации, ряд ведущих предприятий отраслей, обслуживающих информатизацию, оказались за пределами России;
  • имеются существенные различия в уровне информатизации регионов страны, углубляющие неравномерность их социально-экономического и культурного развития;
  • отсутствуют, в основном, необходимые законы и нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения государства с участниками процесса информатизации в условиях рыночной экономики;
  • значительная часть информационного производства находится в сфере теневой экономики;
  • недостаточны усилия по обеспечению информационной безопасности страны и предотвращению угроз использования информационных и телекоммуникационных технологий в качестве оружия.

В силу этих обстоятельств усиление воздействия государства на развитие процессов информатизации приобретает особую актуальность, остроту и стратегическое значение. В ситуации, когда практические рычаги государственного воздействия на процессы информатизации существенно ослаблены, создается реальная зависимость общества и государства от стихийного развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг. Интерес бизнеса, отечественных и иностранных компаний, работающих в России в области информационных и коммуникационных технологий, никогда не может быть сопряжен с общественным, если государство устраняется от своей изначальной роли посредника, арбитра и конечной инстанции, устанавливающей правила игры для всех участников любого процесса, в том числе и информатизации как процесса движения страны к информационному обществу.

Усиление государственного воздействия на процессы информатизации полностью отвечают национальным интересам страны в информационной сфере, сформулированным в Доктрине информационной безопасности РФ. Для реализации этих интересов этих задач необходимо разработать Федеральную целевую программу развития информатизации в России.

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

Основной целью Программы на период до 2010 года является создание технико-технологических, социально-политических, экономических и культурных предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации.

В результате будет достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны и существенное повышение уровня жизни населения на основе создания развитой информационной среды российского общества: широкомасштабного использования мировых и национальных информационных ресурсов, перспективных информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации, национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, формирования и развития отечественной индустрии информационных и коммуникационных услуг.

Основные задачи Программы:

  1. обеспечение развития и модернизации существующей технико-технологической базы информатизации (инфокоммуникационных технологий и средств их реализации отечественного производства) и поддержка фундаментальных и прикладных НИР в этой области, координация деятельности по прикладным исследованиям и разработкам;
  2. информационная поддержка деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти на основе современных инфокоммуникационных технологий и интеллектуальных систем;
  3. формирование и развитие индустрии и специализированной инфраструктуры предоставления информационных и телекоммуникационных услуг, прежде всего, в социально-значимых отраслях, в том числе массовой домашней компьютеризации, электронной коммерции и российского сегмента Интернета;
  4. повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции информатизации, вовлечение в хозяйственный оборот национальных информационных ресурсов;
  5. совершенствование и развитие государственной политики информатизации, законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процессов информатизации.

Сроки и этапы реализации Программы

При определении срока выполнения Программы и длительности этапов ее реализации учитывался опыт среднесрочного прогнозирования социально-экономического и научно-технического развития в нашей стране и за рубежом.

Основными факторами, определяющими сроки и этапы реализации настоящей Программы являются:

  • этапы социально-экономического развития России, заложенные в программу Правительства РФ;
  • прогнозируемые сроки смены поколений средств информатизации.

При этом принималась во внимание высокая динамичность изменений технических и потребительских свойств информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации. Как показывает мировой опыт, уже в настоящее время срок смены поколений средств информатизации - аппаратных и программных - не более 3-4 лет. Предполагается, что следующая смена поколения произойдет не позже 2002-2004 годов. Это обстоятельство определяет временной горизонт среднесрочного прогноза развития информатизации - не более 7-10 лет.

Это и определяет конечный срок реализации настоящей Программы.

Исходя из указанных факторов, длительность этапов Программы составляет:

I этап - 2001 - 2003 годы.
II этап - 2004 - 2007 годы.
III этап - 2008 - 2010 годы.

4. ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Предлагаемая Программа должна рассматриваться как основное средство решения проблемы перехода России к информационному обществу с учетом особенностей российского пути.

Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. Политические и социально-экономические условия, в которых еще 10-15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран.

В развитых странах имеется эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. Экономики этих стран располагают свободными средствами для инвестирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. В большинстве развитых стран имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного образования и стремительно расширяется сфера услуг, предоставляемых сетью Интернет. Наконец, в этих странах существуют государственные стратегии и программы построения в этих странах информационного общества.

В России всего этого практически нет, а сфера Интернет-услуг находится в зачаточном состоянии.

Однако еще и сегодня в России сохраняется одна из лучших систем общего образования, не полностью потерян научный потенциал в области информатизации, имеются интересные теоретические разработки мирового уровня. Россия обладает великим культурным наследием и современной самобытной многонациональной культурой. Это открывает большие возможности наполнить российским содержанием предоставляемые населению информационные продукты и услуги.

Развитие российских телекоммуникаций всех видов идет опережающими темпами по сравнению с другими областями экономической деятельности, что позволяет рассчитывать на успешное формирование инфраструктуры предоставления населению информационных и коммуникационных услуг.

Для сегодняшней России вряд ли возможно повторение того пути, который уже пройден или проходится развитыми странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений на достаточно коротком интервале времени (7-10 лет), чтобы выйти на среднеевропейский уровень информатизации при условии 3-5-процентного экономического роста). Темпы продвижения по такому пути будут определяться выделенными средствами (не менее 10% ВВП), которые сегодня государство не может инвестировать в развитие информатизации.

Следовательно, необходимо искать путь, ориентированный на социально-политические, экономические и культурные особенности российского общества и требующий в сегодняшних условиях минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, быстрого развития коммерческих структур, повышения качества жизни населения, наконец, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, которая могла бы поставить перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

В связи со сказанным, необходимо выделить три стратегических направления пути России к информационному обществу:

1. Информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.

В России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и развитие русскоязычного сегмента Интернета. Следует подчеркнуть, что во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.

2. Формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя. Это одна из основных задач развития информационной среды общества. Она непосредственно связана с заинтересованностью населения, экономических структур и органов государственной власти в использовании информации как ресурса социального, экономического и индивидуального развития и в повышении эффективности государственного управления. Развитие информационной среды также связано, с личным, в том числе финансовым, участием граждан в формировании информационного общества. Решение данной задачи позволит поднять уровень информационной культуры и компьютерной грамотности, обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и поддержку отечественных производителей. Оно позволит также решить ряд сложных проблем социального характера - телеработы, медицинской помощи на дому, организации досуга, электронной торговли, информационно-культурного обслуживания, в том числе инвалидов, и т.д.

3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Это политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально ослабить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, осуществляемой по каналам СМИ и Интернету. Все это создаст предпосылки для преодоления распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.

Продвижение по этим трем историческим для России направлениям будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой.

Три стратегических направления российского пути к информационному обществу нашли свое отражение в Программе. В Программе решаются задачи по реализации движения в этих направлениях, в том числе:

  • разработка технических и потребительских требований к информационно-коммуникационным технологиям и средствам их реализации, используемых для решения задач образования. Будут осуществлены координация и экспертиза проектов, входящих в настоящее время в программы информатизации, осуществляемые Минобразования России и их согласование с целью и задачами настоящей Программы;
  • развитие комплексов инфокоммуникационных услуг для массовых потребителей в различных областях экономики, социальной сферы, органов управления всех уровней, организаций и учреждений культуры, науки и техники, ориентированных на расширение доступа населения к национальным и мировым информационным ресурсам;
  • всемерная поддержка развития русскоязычного сегмента Интернета, формирования и использования национальных информационных ресурсов.

5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Настоящая Программа в значительной степени отличается от традиционных целевых программ разработки или производства технических средств, отдельных систем, технологий, изделий. Она имеет четко выраженную политическую, социально-экономическую и культурную составляющие. Поэтому она строится на следующих основных принципах и базовых положениях:

1. Реализация Программы должна рассматриваться как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственной власти, укрепления федеративного государства и выравнивания социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны.

2. Мероприятия Программы должны быть направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет:

  • координации деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации в рамках настоящей Программы;
  • сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующие "правила игры", единые для всех участников этого процесса;
  • создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции;
  • привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, прежде всего, малому и среднему бизнесу, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

3. Реализация Программы должна обеспечивать высокую эффективность процессов информатизации за счет перехода государства к политике активной поддержки отечественного производителя в сфере информатизации. При этом должна быть оказана комплексная поддержка отраслей фундаментальной и прикладной науки, наукоемких производств, обеспечивающих создание инфокоммуникационных технологий.

4. Программа должна обеспечивать тесную связь российской информатизации с развитием мирового информационного сообщества, активное участие России на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации.

5. Программа должна предусматривать широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу. Поэтому в Программу должны быть включены проекты, выполняемые в интересах развития региональной экономики и органов регионального управления, а также проекты, предусматривающие адаптацию лучших решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития.

6. Мероприятия Программы должны учитывать требования Доктрины информационной безопасности РФ, развитие отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка информационной продукции и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов, защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

7. Программа должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации, в российском сегменте Интернета с целью формирования и поддержки интереса органов государственной власти, общественных организаций, коммерческих структур и населения к процессам информатизации.

8. Механизмы взаимодействия настоящей Программы с другими отраслевыми программами и проектами, содержащими решения отдельных задач информатизации, будут уточнены при формировании проектов Программы.

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (перечень базовых проектов Программы)

Программа имеет иерархическую структуру и содержит проекты, объединенные по трем основным направлениям в целевые базовые проекты. Состав проектов регулярно, по этапам Программы пересматривается и корректируется в соответствии с уточненными целями и задачами социально-экономического развития страны и настоящей Программы.

Первое направление - активное участие в развитии и модернизации отечественного производства конкурентоспособных инфокоммуникационных технологий и средств их реализации. Совместно с проектами, входящими в состав Федеральных целевых программ развития средств вычислительной техники и телекоммуникаций (связи), проекты по первому направлению должны обеспечить создание технико-технологической базы перехода России к информационному обществу.

Особенностью проектов данного направления является разработка требований к отдельным специализированным инфокоммуникационным технологиям и средствам их реализации на основе анализа реальных потребностей общества в информационных продуктах и услугах, а также в отдельных случаях их создание.

В первое направление Программы включены следующие целевые базовые проекты:

  • определение реальных потребностей государственных организаций в специализированных инфокоммуникационных технологиях и средствах;
  • разработка технико-экономических требований на инфокоммуникационные технологии и средства их реализации, которые не могут быть (по тем или иным соображениям, в том числе и государственной безопасности) приобретены на рынке;
  • разработка новых информационных технологий на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых институтами РАН и других ведомств;
  • разработка комплексов интеллектуальных технологий в интересах органов государственного управления;
  • разработка перспективных технологий и средств их реализаций для СМИ;
  • разработка и создание комплекса современных аппаратно-программных средств обеспечения информационной безопасности для личности и государства в целом.

Второе направление - формирование и развитие отечественной индустрии и специализированной инфраструктуры предоставления гражданам и организациям комплекса информационных продуктов и услуг информатизации, в том числе массовой домашней компьютеризации, электронной коммерции и российского сегмента Интернета.

Уровень развития информационных продуктов и услуг информатизации можно рассматривать как один из самых надежных индикаторов уровня продвижения различных стран к информационному обществу. Индустрия создания и предоставления услуг информатизации представляет собой центральный компонент развитой информационной среды и именно на ней строится социально-экономическая база перехода к информационному обществу. Степень удовлетворения инфокоммуникационных потребностей граждан наглядно показывает населению конкретные преимущества информационного общества.

Результаты выполнения проектов по этому направлению должны показать социальную эффективность информатизации, обеспечить подъем благосостояния населения и стимулировать его заинтересованность в продвижении к информационному обществу. Реализация проектов второго направления, как показывает мировой опыт, обеспечивает возврат вложенных в Программу бюджетных средств.

Во второе направление включены следующие целевые базовые проекты:

  • развитие Интернет-услуг на базе объектов почтовой связи;
  • развитие массовой домашней компьютеризации;
  • создание и развитие систем электронной торговли;
  • развитие российского сегмента Интернета и использование его для обеспечения информационных услуг;
  • создание систем информационной поддержки взаимодействия населения и органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и существенное улучшение распространения и использования государственных информационных ресурсов;
  • развитие инфраструктуры формирования и использования национальных информационных ресурсов и технологий, обеспечивающих публичный доступ к государственным социально значимым информационным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • правовое информирование населения, включая сведения, содержащиеся в ведомственных нормативных актах открытого характера;
  • формирование специализированной инфраструктуры предоставления информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг;
  • разработка единой системы учета и кадастров и создание маркетинговых центров информационных и аналитических услуг;
  • создание государственной распределенной базы геопространственных данных;
  • совершенствование и развитие Государственной автоматизированной системы "Выборы";
  • развитие новых и совершенствование существующих видов социально-значимых информационных и телекоммуникационных услуг (телеработа, телемедицина, информационно-справочные услуги и др.);
  • совершенствование системы дистанционного образования и других видов компьютерного обучения, в том числе систем массовой подготовки и переподготовки кадров;
  • создание культурно-информационных центров на местах как ядра развития индустрии услуг

Третье направление - совершенствование и развитие и государственной политики информатизации, законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процессов информатизации.

Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации, как ядра государственной политики информатизации позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг.

В третье направление включены следующие целевые базовые проекты:

  • формирование и развитие стратегии перехода России к информационному обществу;
  • коррекция и развитие государственной политики информатизации на основе прогнозов социально-экономического развития России и тенденций развитии информационных и телекоммуникационных технологий;
  • координация межотраслевых, отраслевых и региональных программ информатизации с базовыми положениями и проектами настоящей программы;
  • совершенствование системы оценки и прогнозирования состояния информатизации России на базе государственной статистики и других источников первичных данных о процессах информатизации, разработка системы показателей использования информационно-коммуникационных технологий в экономике, государственном управлении, социальной сфере;
  • анализ и мониторинг рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
  • совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации;
  • разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
  • развитие системы стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере информатизации;
  • формирование государственной политики по отношению к открытым информационным сетям, в том числе к Интернету;
  • формирование государственной политики международного сотрудничества в сфере информатизации;
  • разработка комплекса мер по расширению использования информационно-коммуникационных технологий в малом и среднем бизнесе, включая повсеместное внедрение электронного документооборота;
  • выработка рекомендаций по формированию и выбору стандартов представления официальной информации в электронной форме с целью облегчения информационного взаимодействия органов управления, социальных институтов и граждан;
  • совершенствование государственной политики управления национальными информационными ресурсами;
  • разработка системы экономических механизмов реализации государственной политики, направленных на обеспечение товарной формы продукции информатизации, вовлечения ее в хозяйственный оборот, свободное развитие предпринимательства, привлечение инвестиций;
  • разработка государственного регистра населения;
  • разработка комплексов мероприятий, направленных на решение важнейшей социально-политической задачи - подготовки различных слоев населения для жизни и работы в условиях информационного общества;
  • разработка и проведение демонстрационных проектов по внедрению информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности государственного управления, улучшения условий жизни и работы, а также системы подготовки и переподготовки лиц, принимающих решения на различных уровнях государственной власти.

7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация значительной части проектов Программы, главным образом по первому и второму направлениям, должна осуществляться за счет привлекаемых инвестиций. Для реализации проектов по совершенствованию и развитию государственной политики, законодательной и нормативно-правовой баз информатизации потребуется как прямое финансирование из федерального и региональных бюджетов, так и финансирование из средств, выделяемых министерствам и ведомствам на отраслевые программы информатизации.

Для выполнения Программы могут привлекаться иностранные инвестиции и гранты зарубежных организаций.

Экономический механизм реализации Программы предусматривает активное привлечение средств отечественных предпринимательских структур для финансирования ряда проектов, в результате выполнения которых может быть получен конкурентоспособный коммерческий продукт. В Программу могут включаться проекты, предложенные предпринимательскими структурами с финансированием за их счет.

Предполагается, что определение объемов необходимых ресурсов, в частности, для первого этапа Программы может быть осуществлено после определения комплекса конкретных проектов, которые будут реализовываться в рамках этапа.

Ориентировочные расчеты показывают, что для финансирования проектов, результаты решения которых на 1-м этапе (2001-2003), по мнению разработчиков, должны явиться основой для дальнейшей реализации Программы потребуется не менее 600 млн. руб., в том числе из государственного бюджета 100-150 млн. руб. (без затрат на развитие телекоммуникационных сетей). Остальные средства могут быть получены от отечественных и иностранных коммерческих структур.

8. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Проекты Программы формируются на основе открытого конкурса в соответствии с задаваемыми в ней целевыми базовыми проектами. Отбор проектов осуществляется по результатам независимой экспертизы. Состав экспертных групп формируется из известных ученых и специалистов в области информатизации.

Для экономического управления Программой создается отдельная Дирекция программы, являющаяся самостоятельным юридическим лицом. Это позволит существенно повысить ответственность за формирование и реализацию проектов Программы. Кроме того, наличие Дирекции как самостоятельного юридического лица даст возможность включить в состав Программы проекты, имеющие коммерческий характер и предусматривающие возврат затрачиваемых средств.

Дирекция самостоятельно распределяет и корректирует распределение средств, выделенных на выполнение проектов Программы. Выделение финансовых средств на реализацию Программы должно осуществляться на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых Дирекцией со всеми исполнителями проектов.

Дирекция Программы, с учетом выделяемых ежегодно финансовых средств, уточняет целевые показатели и затраты по проектам, механизм реализации Программы, состав исполнителей. По согласованию с НТС Минсвязи России и Государственной межведомственной комиссией по информатизации Дирекция определяет и ежегодно корректирует состав целевых базовых проектов программы. Включение в Программу новых проектов и их утверждение осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных целевых программ.

При Дирекции создаются Наблюдательный, Научно-технический и Экспертный советы, обеспечивающие решение организационно-технических проблем формирования и реализации Программы, высокий научный и технико-экономический уровень результатов выполняемых проектов, их соответствие существующим нормативно-правовым положениям.

Дирекция Программы организует проведение конкурса предложенных проектов, их экспертизу и обсуждение ее результатов.

Дирекция осуществляет контроль за ходом реализации проектов Программы, использованием выделенных средств, выполнением особых условия финансирования проектов, имеющих коммерческий характер. Поэтапные и итоговые результаты выполнения проектов рассматриваются Научно-техническим и Экспертным советами и докладываются на заседании Дирекции.

Все решения, принимаемые Дирекцией, являются открытыми и публикуются в подведомственных Минсвязи России изданиях.

Дирекция формируется приказом Министра РФ по связи и информатизации и в своей деятельности подотчетна заместителю Министра, ответственному за информатизацию.

Государственный заказчик Программы - Министерство РФ по связи и информатизации - ежегодно до 1 февраля направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ.

9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты реализации Федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года" будут заключаться в создании реальных социально-экономических и культурных предпосылок перехода России к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации.

В результате выполнения Программы заметно возрастет доля отраслей производства информационно-коммуникационных технологий и объема инфокоммуникационных услуг в ВВП. Значительно увеличится вклад информатизации в развитие экономики страны, в повышение качества жизни населения. Повысится эффективность деятельности органов государственной власти на всех уровнях за счет развития системы электронного документооборота, улучшения доступа к государственным информационным ресурсам и совершенствования системы информационного взаимодействия населения и органов государственной власти. Будут созданы благоприятные условия для вхождения России в мировое информационное сообщество в качестве равноправного и конкурентоспособного партнера и получит дальнейшее развитие российский сегмент Интернета. В области регулирования информационных отношений в обществе будет достигнут существенный прогресс за счет совершенствования и развитие информационного законодательства, согласованного с мировым.

Экономика получит новые импульсы к устойчивому безкризисному развитию, будут созданы дополнительные рабочие места в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг; увеличены объемы производства и продажи информационных продуктов и услуг, в том числе через Интернет, развита система электронной торговли, увеличены налоговые поступления. Будет достигнуто повышение конкурентоспособности информационных продуктов и услуг отечественного производства и их выход на мировой информационный рынок.

В социальной сфере предоставление широкого спектра информационных, компьютерных и коммуникационных услуг и развитие массовой домашней компьютеризации облегчит и расширит доступ граждан и организаций к отечественным и мировым информационным ресурсам, повысит эффективность систем дошкольного, школьного, высшего и профессионального образования, здравоохранения, социального обеспечения. Будет достигнуто повышение занятости населения, в том числе лиц с ограниченной работоспособностью, вследствие внедрения новых форм работы на дому и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

Масштабы, глубину и динамику процессов информатизации в России можно характеризовать некоторым минимальным набором индикаторов, позволяющих оценивать вклад информатизации в социально-экономическое развитие России и отслеживать ее движение к информационному обществу (табл.1).

Большая часть индикаторов может быть получена в результате сбора статистических данных. Поскольку в настоящее время Госкомстат России собирает в рамках выборочной годовой отчетности только индикаторы 1, 2 и 3, Министерству РФ по связи и информатизации целесообразно выйти с предложениями в Госкомстат России о постоянном сборе недостающих статистических данных по всем остальным приведенным в таблице индикаторам.

Таким образом, выполнение настоящей Программы будет означать конкретный вклад информатизации в проводимые государством экономические реформы и модернизацию системы государственного управления.

Таблица 1. Индикаторы, характеризующие продвижение страны к информационному обществу

№№

Наименование индикатора

Единица измерения

1.

Наличие вычислительной техники (супер, большие, малые, персональные ЭВМ) из них:

  • приобретенных в отчетном году
  • в составе ЛВС

шт.

2.

Количество компьютеров, связанных с глобальными сетями из них:

  • имеющих доступ в Интернет

шт.

3.

Затраты на информационные технологии - всего

в том числе:
  • на приобретение вычислительной техники, включая установку и наладку
  • на приобретение программных средств
  • на оплату услуг связи
  • на оплату услуг сторонних организаций и специалистов
  • на обучение сотрудников
  • прочие затраты на информационные технологии

тыс.руб.

4.

Объем предоставляемых информационно-вычислительных услуг

млн. руб.

5.

Количество пользователей сети Интернет

млн. чел.

6.

Количество серверов с выходом в сеть Интернет (в организациях и у провайдеров)

шт.

7.

Количество домашних компьютеров на 1000 жителей

шт.

8.

Объем электронного документооборота для организаций всех форм собственности

% от общего объема документооборота

9.

Количество рабочих мест в сфере производства и предоставления информационных услуг

тыс. шт.

10.

Количество рабочих мест в производстве и эксплуатации средств информации

тыс. шт.

11.

Объем компьютеризированного (управляемого ЭВМ) основного и вспомогательных производств

% от общего количества технологических процессов и переделов в производстве

12.

Количество введенных в оборот зарегистрированных информационных ресурсов

шт.

13.

Количество информационно-вычислительных систем в органах государственного управления на всех уровнях системы управления

тыс. шт.

14.

Объем импорта и экспорта средств информатизации (в том числе программного обеспечения)

млн. руб.

10. ВЫВОДЫ

  1. Развитие процессов информатизации есть важная геополитическая задача государства. Экономический потенциал страны, национальная безопасность, качество жизни населения существенно зависят от уровня информатизации. Программа развития информатизации на долгосрочный период должна быть неотъемлемой частью принятой в настоящее время руководством страны стратегии модернизации власти и экономики.
  2. Укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении движения к информационному обществу будет происходить за счет:
    • координации в рамках настоящей Программы деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации;
    • сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих "правила игры", единые для всех участников этого процесса;
    • создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов экономического регулирования, способствующих притоку отечественных и иностранных инвестиций, развитию справедливой конкуренции;
    • привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
  3. Государственная политика информатизации строится на двух базовых положениях: первое - оказывает всемерное содействие развитию отечественного производства средств информатизации, сферы инфокоммуникационных услуг и рынка инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг; второе - формирует единые "правила игры" для всех участников процесса информатизации за счет совершенствования и развития законодательной и нормативно-правовой базы информатизации.
  4. Программа предусматривает широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию благоприятных условий на местах развития информатизации.
  5. Мероприятия Программы должны обеспечивать информационную безопасность России, создание и масштабное использование критических информационно-коммуникационных технологий, в том числе двойного назначения.
  6. Федеральная целевая программа должна предусматривать мероприятия по привлечению финансовых, производственных, организационных и интеллектуальных ресурсов отечественных предпринимательских структур и зарубежных инвестиций.
  7. Для обеспечения равноправного вхождения России в мировое информационное сообщество государственная политика информатизации должна быть согласована с международными программами и проектами развития информатизации и построения информационного общества.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Термины и определения

В настоящем проекте Концепции программы используются следующие основные термины и понятия:

  • Государственная политика в сфере информатизации - комплекс взаимоувязанных политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на обеспечение общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания условий перехода России к информационному обществу.
  • Инфокоммуникации -- комплекс, органически объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, реализующие их системы и средства, предназначенный для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.
  • Информатизация -- процесс широкомасштабного использования инфокоммуникаций во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
  • Информационные продукты -- информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных, другие товары, произведенные в процессе информатизации.
  • Информационно-коммуникационная инфраструктура -- совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей, в том числе линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
  • Информационная среда общества -- совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации, позволяющая обеспечить существенное повышение качества жизни населения, социально-политическую стабильность государства и переход российского общества к устойчивому развитию.
  • Информационное общество -- ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
  • Информационные ресурсы -- документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариев, музейных хранений и др.).
  • Нормативно-правовая база информатизации -- комплекс законов и нормативно-правовых актов, регулирующих процессы информатизации.
  • Средства информатизации -- технические и программные средства реализации информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.
  • Технико-технологическая база информатизации -- отрасли разработки и производства перспективных инфокоммуникационных технологий, средств вычислительной техники и техники связи, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и предприятия, обслуживающие эти отрасли, а также кадры специалистов этих отраслей.
  • Услуги информатизации -- нематериальные продукты, произведенные в процессе информатизации, предназначенные для удовлетворения потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной и местной власти в информации и телекоммуникациях.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!